Специальное образование

Нормативные правовые документы

На государственном уровне специальная помощь в Республике Беларусь оказывается в рамках Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной защиты.
Система  учреждений образования для детей с ОПФР в Республике Беларусь существует и развивается в соответствии с Законами «Об образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», Концепцией реформирования специального образования, Положением о специальной общеобразовательной школе (школе-интернате) для детей с особенностями психофизического развития и рядом других законодательных актов и документов.
Под специальным образованием понимают процесс обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, включающий специальные условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество (Закон Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», глава 1, 1.1).
Принципы построения системы специального образования следующие:
• государственный характер;
• общедоступность образования;
• приоритет общечеловеческих ценностей;
• опора на наследие национальной культуры;
• адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
• коррекционно-компенсаторная направленность образовательного процесса;
• личностно-ценностная ориентация в обучении и воспитании;
• преемственность в работе всех звеньев системы образования и другие.

Нормативные правовые документы:

Кодекс Республики Беларусь об образовании

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 25 июля 2011 г. № 136

"Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь" смотреть здесь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 25 июля 2011 г. № 135

"О некоторых вопросах обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития" смотреть здесь

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, 26.08.2016 смотреть здесь

Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития в дошкольных учреждениях, 16.08.2010 смотреть здесь

 

У 2023/2024 навучальным годзе ў Кухціцкім дзіцячым садзе функцыянуе спецыяльная група для дзяцей з цяжкімі парушэннямі маўлення. Колькасць выхаванцаў - 12 ва ўзросце ад 3 да 6 гадоў. Працуе выхавальнік дашкольнай адукацыі Гулак Алеся Уладзіміраўна (сярэдняя спецыяльная адукацыя, першая кваліфікацыйная катэгорыя); настаўнік-дэфектолаг Курэц Ларыса Іосіфаўна (вышэйшая адукацыя, вышэйшая кваліфікацыйная катэгорыя). 

 

Об оказании ситуационной помощи инвалидам

Ситуационная помощь инвалидам

          В целях реализации Закона Республики Беларусь от 30 июня 2022 г. № 183-З «О правах инвалидов и их социальной интеграции», постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 октября 2022 г. № 701  «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь   от 13 июня 2017 г. № 451», Правил обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, транспортной и производственной инфраструктуры, транспортных средств и оказываемых услуг, оценки уровня их доступности, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь  от  21 ноября 2022 г. № 796,  в государственном учреждении образования «Кухтичский детский сад Узденского района» (д.Кухтичи, ул. Садовая, д. 7), при необходимости оказывается ситуационная помощь инвалидам. 

Инвалиду, сопровождающему его лицу с целью получения какой-либо услуги или информации, предоставляемой учреждением, рекомендуется предварительно сообщить об этом работнику учреждения по телефону  (801718 41446). При обращении необходимо указать характер и объем требуемой ситуационной помощи.

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   УТВЕРЖДЕНО

                                                                                   Приказом заведующего

                                                                                   государственного учреждения

                                                                                   образования

                                                                                   «Кухтичский детский сад

                                                                                    Узденского района»

                                                                                   19.10.2023 № 44

 

АЛГОРИТМЫ ОКАЗАНИЯ СИТУАЦИОННОЙ ПОМОЩИ ИНВАЛИДАМ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ

Для обеспечения доступа инвалидам наравне с другим населением к социально-значимым объектам, необходимо оказывать ситуационную помощь в зависимости от вида и выраженности имеющегося у инвалида нарушения здоровья. «Ситуационная помощь» — это помощь, оказываемая инвалиду в целях преодоления барьеров, препятствующих ему получать все услуги, оказываемые населению, наравне с другими лицами.

В целях обеспечения условий для беспрепятственного доступа  в ГУО «Кухтичский детский сад Узденского района» инвалидов, нуждающихся в ситуационной помощи обеспечено: 

здание оборудовано элементами доступности (широкие дверные проемы, кнопка вызова персонала) в соответствии с действующими нормативными правовыми актами в сфере градостроительной политики.

 

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ИНВАЛИДОВ, НУЖДАЮЩИХСЯ В СИТУАЦИОННОЙ ПОМОЩИ

Код

Преимущественный вид помощи

Ситуационная помощь

Графическое изображение

К – инвалид передвигается в коляске

Нуждается в частичном постороннем уходе и помощи, в т.ч. вне дома, в связи с выраженным ограничением способности к мобильности.

Нуждается в помощи сотрудников организации при передвижении по территории организации.

 

О – с поражением опорнодвигательного аппарата

Нуждается в частичном постороннем уходе и помощи, в т.ч. вне дома, в связи с выраженным ограничением способности к самообслуживанию и бытовой жизни.

Нуждается в помощи (сопровождение) сотрудников организации по территории организации.

 

 

С – инвалид слепой и слабовидящий ограничен в ориентации

Нуждается в частичном постороннем уходе и помощи и сопровождении, в т.ч. вне дома, в связи со значительно выраженным и выраженным ограничением способности к ориентации (слепые и слабовидящие).

Инвалид по зрению (слепой). Нуждается в помощи (сопровождение) сотрудников организации по территории организации.

 

 

Г – инвалид глухонемой или глухой

Нуждается в специализированной помощи (сурдопереводчика) при формальных взаимоотношениях (преимущественно вне дома) в связи со значительно выраженным и выраженным ограничением способности к общению и межличностному взаимодействию (глухонемые, глухие).

При формальных взаимоотношениях с сотрудником организации нуждается в услугах сурдопереводчика

 

 

 

У – инвалид ограничен в общении и контроле за своим поведением

Составляют инвалиды с выраженными (тяжелые проблемы) нарушениями умственных функций. При посещении организации инвалидам с кодом «У» ситуационная помощь оказывается сопровождающим их лицам сотрудником организации при возникающих затруднениях.

- сопровождение и помощь в ориентации (вход/выход); - ознакомление с расположенной в организации информацией; - помощь в заполнении документов (уточнить информацию)

 

 

 

 

 

  1. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «К»: (инвалид передвигается на коляске, костылях)

Дежурный персонал  ГУО «Кухтичский детский  сад»:

- выходит, на улицу, открывает входные двери;

- узнает цель посещения;

- оказывает помощь при входе в здание;

- сообщает администрации о посещении клиента с ограничением передвижения;

- если получатель социальных услуг предварительно записан, сопровождает до кабинета;

- при обращении без записи, сообщает специалистам о получателе социальных услуг, сопровождает в кабинет для решения вопроса;

- сопровождает получателя услуг до выхода;

- оказывает помощь при выходе из учреждения дошкольного образования.

  1. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «С» (инвалид слепой и слабовидящий ограничен в ориентации)

Дежурный персонал  ГУО «Кухтичский детский сад»:

- встречает слепого инвалида на улице (на входе в здание);

- узнает цель посещения;

- открывает входные двери;

- помогает войти в здание;

- если получатель социальных услуг предварительно записан, сопровождает до кабинета (возможно с поддержкой под локоть);

- при обращении без записи, сообщает специалисту о получателе социальных услуг; сопровождает в кабинет для решения вопроса (возможно с поддержкой под локоть);

- по необходимости оказывает помощь при ориентации в кабинете; при необходимости консультации другого специалиста сопровождает получателя социальных услуг в передвижении по кабинетам, поддерживая его под локоть;

- сопровождает получателя услуг до выхода.

- оказывает помощь при выходе из учреждения дошкольного образования. 

  1. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «О» (инвалид с поражением опорнодвигательного аппарата)

Дежурный персонал  ГУО «Кухтичский детский  сад»:

- встречает инвалида;

- узнает цель посещения;

- оказывает помощь при входе в здание;

- сообщает администрации о посещении клиента с ограничением передвижения;

- если получатель социальных услуг предварительно записан, сопровождает до кабинета;

- при обращении без записи, сообщает специалистам о получателе социальных услуг, сопровождает в кабинет для решения вопроса;

- сопровождает получателя услуг до выхода;

- оказывает помощь при выходе из учреждения дошкольного образования.

  1. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «Г» (инвалид глухонемой или глухой)
  2. Дежурный персонал ГУО «Кухтичский детский  сад»:

- встречает инвалида;

- узнает цель посещения;

сопровождает и помогает ориентироваться (вход/выход);

- во время пребывания инвалида в учреждении дошкольного образования сопровождает инвалида по территории учреждения, знакомит с письменной информацией о проводимых в учреждении дошкольного образования мероприятиях;

- сообщает администрации о посещении клиента с ограничением передвижения;

- если получатель социальных услуг предварительно записан, сопровождает до кабинета;

- при обращении без записи, сообщает специалистам о получателе социальных услуг, сопровождает в кабинет для решения вопроса;

- оказывает помощь в заполнении документов;

- по окончании приема сопровождает получателя услуг до выхода;

 - оказывает помощь при выходе из учреждения дошкольного образования.

  1. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «У» (инвалид ограничен в общении и контроле за своим поведением)

Дежурный персонал  ГУО «Кухтичский детский  сад»:

- встречает инвалида;

- узнает цель посещения;

- сопровождает и помогает ориентироваться (вход/выход);

- сообщает администрации о посещении клиента с ограничением передвижения;

- если получатель социальных услуг предварительно записан, сопровождает до кабинета;

- при обращении без записи, сообщает специалистам о получателе социальных услуг, сопровождает в кабинет для решения вопроса;

- оказывает помощь в заполнении документов;

- по окончании приема сопровождает получателя услуг до выхода;

 - оказывает помощь при выходе из учреждения дошкольного образования.

 

поделиться в: