Консультации для воспитателей

Консультация для воспитателей дошкольного образования
 
«Содержание работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
С ранних лет важно не только сообщать детям готовые зна­ния, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни.
Обучение в повседневной жизни носит эпизодический ха­рактер. Для математического развития важно, чтобы все знания давались систематически и последовательно. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития детей.
Важно организовать накопление опыта ребенка, научить его пользоваться эталонами (формы, величины и др.), рациональны­ми способами действия (счета, измерения, вычислений и др.).
Учитывая незначительный опыт детей, обучение идет пре­имущественно индуктивным путем: сначала накапливаются с по­мощью взрослого конкретные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности. Необходимо использовать и дедук­тивный метод: сначала усвоение правила, затем его применение, конкретизация и анализ.
Для того чтобы обеспечить полноценное познавательное развитие дошкольника в учреждении дошкольного образования проводиться работа по образовательным областям «Элементарные математические представления» и «Ребёнок и природа».
Согласно учебного плана на специально организованные занятия по образовательной области «Элементарные математические представления» во второй младшей группе отводиться 0,5 учебных часа в неделю, в средней и старшей по 1 учебному часу. В 1-ой младшей группе специально-организованная деятельность не предусмотрена, но работа по этой образовательной области проводиться с воспитанниками в нерегламентированной деятельности.
Принципы обучения математике дошкольников:
  • Сознательность и активность.
  • Наглядность.
  • Деятельностный подход.
  • Систематичность и последовательность.
  • Прочность.
  • Постоянная повторяемость.
  • Научность.
  • Доступность.
  • Связь с жизнью.
  • Развивающее обучение.
  • Индивидуальный и дифференцированный подход.
Методы формирования элементарных математических представлений:
- словесный(объяснение,   беседа,   инструкция,   вопросы и др.);
- наглядный(демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.);
-практический(предметно-практические и умственные дей­ствия, дидактические игры и упражнения и др.).
Особенности практического метода:
  • выполнение разнообразных предметно-практических и ум­ственных действий;
  • широкое использование дидактического материала;
  • возникновение математических представлений в результате действия с дидактическим материалом;
  • выработка специальных математических навыков (счета, измерения, вычислений и др.);
  • использование   математических   представлений   в   быту, игре, труде и др.
Особенности наглядного метода
Виды наглядного материала:
- демонстрационный и раздаточный;
- сюжетный и бессюжетный;
- объемный и плоскостной;
- специально-счетный (счетные палочки, абак, счеты и др.);
- фабричный и самодельный.
Методические требования  к  применению  наглядного мате­риала:
  • новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объемного материала;
  • по мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности;
  • одна программная задача объясняется на большом разно­образии наглядного материала;
  • новый наглядный материал лучше показать детям заранее.
Требования к самодельному наглядному материалу:
- гигиеничность (краски покрываются лаком или пленкой,  бархатная бумага используется только для демонстрацион­ного материала);
- эстетичность;
- реальность;
- разнообразие;
- однородность;
- прочность;
- логическая связанность (заяц — морковь, белка — шишка и т. п.);
- достаточное количество
Особенности словесного метода
Вся работа построена на диалоге воспитатель - ребенок.
Требования к речи воспитателя:
-       эмоциональная;
-       грамотная;
-       доступная;
-       четкая;
-       достаточно громкая;
-       приветливая;
-    в младших группах тон загадочный, сказочный, таинствен­ный, темп небыстрый, многократные повторения;
-       в старших группах тон заинтересовывающий, с использова­нием проблемных ситуаций,  темп достаточно быстрый,  приближающийся к ведению урока в школе...
Требования к речи детей:
-       грамотная;
-      понятная (если у ребенка плохое произношение, воспита­тель проговаривает ответ и просит повторить);  полными предложениями;
-       с нужными математическими терминами;
-       достаточно громкая...
Приемы формирования элементарных математических представлений:
o    Демонстрация (обычно используется при сообщении но­вых знаний).
o    Инструкция (используется при подготовке к самостоятель­ной работе).
o   Пояснение, указание, разъяснение (используются для пре­дотвращения, выявления и устранения ошибок).
o    Вопросы к детям.
o    Словесные отчеты детей.
o    Предметно-практические и умственные действия.
o    Контроль и оценка.
Требования к вопросам воспитателя:
-       точность, конкретность, лаконизм;
-       логическая последовательность;
-       разнообразие формулировок;
-       небольшое, но достаточное количество;
-       избегать подсказывающих вопросов;
-       умело пользоваться дополнительными вопросами;
-       давать детям время на обдумывание...
Требования к ответам детей:
-       краткие или полные в зависимости от характера вопроса;
-       на поставленный вопрос;
-       самостоятельные и осознанные;
-       точные, ясные;
-       достаточно громкие;
-       грамматически правильные...
Что делать, если ребенок отвечает неправильно?
(В младших группах необходимо исправить, попросить по­вторить правильный ответ и похвалить. В старших — можно сде­лать замечание, вызвать другого и похвалить правильно ответив­шего.)
Средства формирования элементарных математических представлений
  • Оборудование для игр и занятий (наборное полотно, счет­ная лесенка, фланелеграф, магнитная доска, доска для письма, ТСО и др.).
  • Комплекты дидактического наглядного материала (игруш­ки, конструкторы, строительный материал, демонстрационный и раздаточный материал, наборы «Учись считать» и др.).
  • Литература (методические пособия для воспитателей, сбор­ники игр и упражнений, книги для детей, рабочие тетради и др.)...
       Учебной программой дошкольного образования предусмотрена работа с воспитанниками по нескольким разделам:
  • Количество и счет,
  • Величина,
  • Геометрические фигуры и формы предметов,
  • Пространство,
  • Время.
     Работа по этим разделам проводится в учреждении дошкольного образования во всех возрастных группах и осуществляется через технологию алгоритмизации процесса предматематического развития ребёнка дошкольного возраста, которую можно определить как четкую, научно обоснованную  логическую последовательность этапов, действий, правил, форм решения педагогом задач образовательной области «Элементарные математические представления». Цель работы во всех возрастных группах: формирование интереса к математическим характеристикам окружающего мира, к математике.
Используемые источники:
  1. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. –Минск : Нац. ин­т образования, 2022. – 416 с.
  2. В помощь организаторам педагогического процесса: Пособ. Для руководителей дошк. Учреждений/ Авт.-сост. Е.Н. Радлинская. –Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2004. –(45с.  –(Серия «Управление дошкольным образованием».)

 

Консультация

"Растим патриотов своей страны"

 

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

В.А. Сухомлинский.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.

«Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально - значимых ценностей, гражданственности, и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.

Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному краю и родной стране. Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота свое Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

Дети должны понять, что они являются частью народа и страны. Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители Беларуси, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной.

Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Знакомство дошкольника с родным городом и

родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю.

Чувство патриотизма включает в себя следующие параметры:

-     чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;

-     уважительное отношение к языку своего народа;

-     заботу об интересах родины;

-     гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

-     уважительное отношение к историческому прошлому своего   народа, его обычаям и традициям;

-     стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета родины.

Формирование любого нравственного качества процесс длительный                    и достаточно трудоемкий. Любое нравственное качество приобретает устойчивость при сформированном мировоззрении. В дошкольной педагогике целесообразно начать работу по формированию патриотизма через воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения – это и есть закладка основного базиса.

Как достичь положительного результата, направленного  на совершенствование нравственно - патриотического воспитания  в детском саду,  предлагаю содержание и рациональность материала развивающей среды для организации работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста:

  •  создание условий:

- оформление уголка города в групповой комнате: разнообразие экспонатов, макеты памятных и исторических мест, реальные предметы              в экспозиции (медали, письма, фотографии, воспоминания родственников)

  • методическое обеспечение:

     - наличие картотеки на имеющийся материал

     - целесообразность месторасположения материала

     - соответствие содержания возрасту детей

     - доступность свободного пользования

     - эстетичность в оформлении

  • наличие игр и пособий для организации с детьми

- дидактические игры

-настольно - печатные игры

-атрибуты к сюжетно – ролевым играм

-иллюстративный материал

- Занятия проводятся на доступном для понимания детей материале, начиная с рассматривания семейных реликвий, наград, предметов военного быта, имеющихся в семьях.

-Привлечение к работе родителей их помощь возможна в организации встреч с ветеранами, изготовление плакатов, рисунков.

- Проведение мероприятий для родителей (семейные вечера, тематические выставки, выставки рисунков,  плакатов, консультации и рекомендации, анкетирование).

Подготовил:

воспитатель 1 квалификационной категории

Гулак А.В.

 

 

поделиться в: